Как изменится атомная энергетика в России: желаемое и действительное
Во время недавней встречи со студентами Национального
исследовательского ядерного института «МИФИ» президент России Владимир
Путин заявил, что до 2030 года в России планируется построить 28
энергоблоков АЭС. При этом он подчеркнул, что проекты,
реализуемые «Росатомом» на российской территории и за рубежом,
соответствуют самым высоким стандартам безопасности.
Но несмотря на оптимистичный характер визита Путина, завершившегося
музыкальным экспромтом в виде мелодии «Московские окна», наигранной
президентом на рояле, все же возникают сомнения в перспективности
обозначенных планов. Комментирует эксперт Центра научной политической
мысли и идеологии Мария Ананьева.
Регулярные встречи Владимира Путина с учащимися ведущих вузов России
можно считать миниатюрными моделями послания Федеральному Собранию, в
котором ежегодно президент определяет внутри- и внешнеполитические
приоритеты страны. В ряд приоритетов, озвученных в стенах НИЯУ МИФИ,
наряду с такими вопросами, как поддержка наукоградов и высшего
образования как такового, было логично вписано и развитие мирного атома в
России. В своем выступлении Путин отметил, что на сегодняшний день доля
атомной энергетики в структуре энергобаланса России составляет всего
16%, и цель — увеличить ее до 25% к 2030 году.
Игра с цифрами?
Стоит обратить внимание на часто встречающуюся разницу в цифрах по
поводу доли атомной энергии в энергобалансе России к 2030 году. Так,
согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года,
утвержденной Правительством РФ в 2009 году, рост установленной мощности
АЭС к 2013-2015 г.г. (первый этап реализации стратегии) — до 28-33 ГВт, к
2020-2022 г.г. (второй этап) — до 37-41 ГВт, к 2030 г. (третий этап) —
до 52-62 ГВт. Соответственно, доля АЭС в общем объеме производства
должна составить 17,6 — 18,3%, на втором — 18,2 — 18,3%, а на третьем —
19,7 — 19,8%.
Таким образом, за 16 лет при стремлении «создать инновационный и
эффективный энергетический сектор страны, адекватный как потребностям
растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам
России, обеспечивающий необходимый вклад в социально ориентированное
инновационное развитие страны», а также при условии прямой
государственной поддержки атомной энергетики, рост доли последней
составит всего около 2%, что не соответствует упомянутым Путиным 9%.
Примечательно, что в сентябре 2013 года на 38-м симпозиуме Всемирной
ядерной ассоциации заместитель генерального директора «Росатома» по
развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров побил все рекорды,
уверяя, что к 2030 году доля атомной генерации в России вырастет до 30%.
Во-первых, подобные претенциозные заявления, слабо коррелирующие с
официальными документами, представляют собой сигналы вовне, цель которых
заключается в привлечении частных инвесторов в российскую атомную
энергетику — область весьма специфичную область не только потому, что
она в силу своего стратегического характера находится под контролем
государства, но и с точки зрения безопасности. Хотя «Росатом» вкладывает
огромные средства в поддержание позитивного имиджа своей деятельности, а
руководство страны постоянно говорит о неизбежности развития мирного
атома как экологически чистого, безопасного и конкурентоспособного
источника энергии, многие все равно в качестве контраргумента приводят
масштабные аварии на американской АЭС «Три-Майл-Айленд» в 1979 году, на
Чернобыльской АЭС на Украине в 1986 году, на японской АЭС «Фукусима-1» в
2011 году и не забывают также упомянуть о рисках, возникающих при
выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов и
обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Отсутствие же достаточных объемов вложений может привести к стагнации
всей отрасли, о чем в 2006 году предупреждал генеральный директор
«Росатома» Сергей Кириенко: «Если сегодня мы производим 16%
электроэнергии в стране, то к 2030 году, если ничего не менять, будем
производить 1,3% с учетом выбытия существующих мощностей АЭС России.
Если продлить срок эксплуатации всех наших станций на 10-15 лет, то мы
будем производить 2%, а если строить теми темпами, которыми мы строим
сейчас, то к 2030 году будем производить 3,2%. В общем, можно будет
констатировать, что ядерной энергетики в России просто не станет».
Во-вторых, рассказав о положительных тенденциях и долгосрочных целях,
Путин, тем самым, показал будущим молодым специалистам-ядерщикам
своеобразное «окно возможностей» (что, кстати, перекликается с песней
«Московские окна», исполненной им на встрече) в атомной отрасли, для
которой проблема качественного человеческого ресурса остается до сих пор
наиболее острой. Кризис 1990-х годов поставил под сомнение
востребованность инженерных специальностей, были потеряны кадры в
производстве и в науке. Сейчас попытки восполнить этот пробел
предпринимаются, но очень незначительные: низкие зарплаты, отсутствие
эффективной системы передачи знаний, слабо прогнозируемые перспективы
отталкивают молодых высококвалифицированных специалистов от работы в
сфере атомной энергии. В соответствии с годовым отчетом 2012 года ОАО
«Атомэнергомаш» (одного из дивизионов «Росатома») при расчете
коэффициента текучести кадров в разбивке по возрастному признаку видно,
что некогда передовые предприятия, стоявшие у истоков отечественной
атомной промышленности — типа ОАО «Гидропресс» (опытно-конструкторское
бюро), ОАО «ГСПИ» (проектно-изыскательский институт), ПАО «ЭМСС»
(производитель специальных литых и кованых изделий для машиностроения),
ОАО «СвердНИИхиммаш» (изготовление нестандартного оборудования) —
демонстрируют слабый приток сотрудников до 30 лет и от 30 до 50 лет.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цели, обозначенные
президентом РФ, носят преимущественно декларативный характер.
Построим ли еще 28 энергоблоков?
В выступлении Путина весьма амбициозным кажется и план по
строительству 28 энергоблоков АЭС к 2030 году. Со времен Советского
Союза в России функционируют 10 атомных станций (Балаковская АЭС,
Белоярская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская
АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС и Смоленская
АЭС) и строится 10 энергоблоков, а именно:
= Белоярская АЭС (Заречный Свердловской области), энергоблок № 4,
реактор БН-800, запланированная дата физического пуска — 2014 год;
= Нововоронежская АЭС-2 (Нововоронеж, Воронежская область),
энергоблоки 1 и 2, реактор ВВЭР-1200 (проект «АЭС-2006»), даты пуска —
2014 и 2016 годы, соответственно;
= ЛАЭС-2 (Сосновый Бор Ленинградской области), энергоблоки 1 и 2,
реактор ВВЭР-1200, даты пуска — 2015 и 2017 годы, соответственно;
= Ростовская АЭС (Волгодонск Ростовской области), энергоблоки 3 и 4,
реактор ВВЭР-1000, даты пуска — 2015 и 2019 годы, соответственно;
= Балтийская АЭС (Неман Калининградской области), энергоблоки 1 и 2,
реактор ВВЭР-1200, даты пуска — 2018 и 2021 годы, соответственно;
= плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Михаил Ломоносов»
(предполагаемое размещение — Певек Чукотского автономного округа),
реактор КЛТ-40, дата пуска — 2018 год.
Как разъяснил заместитель директора Института проблем безопасного
развития атомной энергетики РАН по научной работе и координации
перспективных разработок Рафаэль Арутюнян, новые АЭС сооружаются на
основе российского проекта АЭС-2006 с реализацией новых пассивных систем
безопасности, таких как двойная защитная оболочка, рассчитанная на
падение тяжелых самолетов, и «ловушка» для удержания топлива при любых
тяжелых авариях в пределах защитной оболочки, пассивной системы отвода
остаточного тепловыделения от реактора в течение более трех суток без
каких-либо источников энергообеспечения.
Однако эта «подушка безопасности» будет срабатывать, как говорит
эксперт, только в случае добросовестного, проведенного по всем нормам
строительства. Принимая во внимание хотя бы дефицит квалифицированных
кадров и постоянно всплывающие коррупционные скандалы в «Росатоме», о
безопасности говорить не приходится — впрочем, как и о способности
построить 28 энергоблоков к 2030 году. Откладывание строительства,
самого пуска АЭС для «Росатома» — обычное дело, что связано как с
бюрократизацией госкорпорации (особенно в части организации единой
системы закупок, якобы демонстрирующей транспарентность компании), так и
с неправильными расчетами даты пуско-наладочных работ и денежных
средств.
Никто не спорит с тем, что атомная энергия является перспективным
направлением в энергетической политике РФ. Тем не менее, нехватка
генерирующих мощностей не только сдерживает модернизацию экономики
страны, но и очевидно дает карт-бланш на продолжение эксперимента с
введением «энергетических пайков» для населения. Как уверяет
правительство, их выдача — один из уже распространенных в Европе
способов распределения потребления дорожающей электроэнергии. Тем не
менее, у председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева
другое мнение: «Многие думают, что на каждого члена семьи будет
приходиться по 50 киловатт-часов, и успокаиваются. Будь это так в
действительности — не стоило бы бить тревогу. Всем вдалбливается цифра в
50 (или 70) киловатт-часов в месяц. И часто замалчивается, что по
специальной методике, предложенной регионам Министерством энергетики,
данная величина относится только к двум членам семьи. Третьему члену
семьи предложено будет уже не 50 или 70, а всего лишь 20 киловатт-часов.
К тому же если в семье больше пяти человек, то начиная с шестого вообще
ничего не добавляется — ни одного киловатта».
Расширение АЭС за рубежом заказывали?
Пока на отечественном рынке атомной энергетики дела идут не совсем в
нужном ключе, «Росатом» продолжает заглядываться на международный рынок.
Об этом свидетельствует недавнее знаковое событие: Владимир Путин и
премьер-министр Венгрии Виктор Орбан договорились о строительстве двух
энергоблоков на венгерской АЭС «Пакш» по 1,2 ГВт каждый. На эти цели
Россия предоставит Венгрии госкредит в размере до 10 миллиардов евро,
что составляет 80% общей стоимости. Срок выборки кредита, по словам
министра финансов РФ Антона Силуанова, — 10 лет с погашением через 21
год.
Интересно, что Венгрия — далеко не единственная страна, которую
Россия старается втянуть в свою зону влияния через сотрудничество в
области мирного использования атомной энергии. На данный момент
«Росатом» заключил контракты на возведение более 20 энергоблоков за
рубежом, включая, например, АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Ханхикиви-1» в
Финляндии, Тяньваньскую АЭС в Китае и АЭС в Бангладеш. В своем
предновогоднем интервью ИТАР-ТАСС Сергей Кириенко отметил, что
разворачивание серийного сооружения атомных энергоблоков, якобы, пошло
госкорпорации на пользу — она научилась укладываться в сроки и в смету,
чего не было со времен распада Советского Союза. При этом генеральный
директор не упомянул одну важную деталь: российская сторона финансирует
зарубежные проекты либо предоставляя заказчикам кредиты, либо
поддерживая «Росатом» за счет бюджета, хоть и дефицитного. Так, в
декабре 2013 года Россия предоставила госкорпорации субсидию в виде
имущественного взноса в размере 22,5 млрд руб. на строительство турецкой
АЭС «Аккую».
В течение нескольких лет руководство Венгрии обещало выставить
энергоблоки на АЭС «Пакш» на тендер, где за право заключения договора
наряду с «Росатомом» должны были побороться такие крупные компании, как
японо-американская Westinghouse и французская Areva. С одной стороны,
согласно венгерским источникам, из всех претендентов на контракт только
«Росатом» готов был предоставить дополнительное финансирование, что и
послужило весомым аргументом для дальнейшего подписания договора. С
другой стороны, российские СМИ указывают на то, что Венгрия выбрала
«Росатом», делая ставку на опыт России: венгерские делегации регулярно
посещали предприятия госкорпорации с «дежурной» целью — ознакомиться с
технологиями и уровнем безопасности российских проектов. Скорее всего,
сработали оба фактора.
Кроме того, АЭС «Пакш», единственная действующая станция,
вырабатывающая 42% энергии в стране, была построена по советскому
проекту, и при таких обстоятельствах логично предположить, что только
Россия, используя эти чертежи, сможет довести строительство
дополнительных энергоблоков «до ума». Учитывая также непростую
экономическую ситуацию в Венгрии, связанную с политикой жесткой экономии
в ЕС, и имидж Орбана («борца за свободу Венгрии от ЕС», имевшего
смелость приравнять политику федерального канцлера Германии Ангелы
Меркель к вторжению гитлеровских войск в Венгрию в 1944 году),
сотрудничать Венгрии с Россией просто жизненно необходимо. Насколько
стратегически стабильным окажется их союз, будет видно в ближайшие
полгода, пока будут готовиться контракты, а Венгрия подойдёт к
парламентским выборам.
С точки зрения перспектив хотелось бы заметить, что «Росатом»,
несмотря на вышеобозначенные проблемы, обладает достаточным количеством
ресурсов и технологий, чтобы развивать атомную энергетику в России и за
рубежом. Руководству «Росатома» и страны в целом осталось только
набраться политической воли правильно расставить приоритеты и
видоизменить систему функционирования всей госкорпорации, чтобы
обеспечить безопасность использования атомной энергетики. |