Права жильцов: ставим счетчик – как избежать "разводок" - электрика - Бытовая энергетика - Каталог статей - Электрик
Электрик Вторник, 06.12.2016, 22:46
Поиск по сайту
Меню
Каталог
электрика [24]
тепло и водоснабжение, канализация [4]
Новости
Block title
***
|
ОПРОС
какая нормативная документация вас интересует
Всего ответов: 1727
Главная » Статьи » Бытовая энергетика » электрика

Права жильцов: ставим счетчик – как избежать "разводок"

Права жильцов: ставим счетчик – как избежать "разводок"

К 1 июля нынешнего года все мы, владельцы жилых помещений, должны обзавестись индивидуальными счетчиками воды, а к 2015 году – еще и собственными счетчиками газа. Как при всякой общеобязательной "акции" на практике уже возникло немало типичных злоупотреблений и уловок со стороны желающих погреть руки на массовой установке приборов учета. Как распознать подвохи и какие самые важные правила нужно знать жильцам – в очередном выпуске нашей рубрики.

"Денежный вопрос"

Первым делом уточним: по закону обязанность обеспечить установку индивидуальных счетчиков в квартирах возлагается на собственников жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"). Исходя из этого, подчеркивают юристы, если ваше жилье не приватизировано, т. е. находится в муниципальной собственности, вы имеете полное право требовать бесплатной установки счетчика от местных властей. Для этого нужно написать соответствующее заявление со ссылкой на указанную статью и передать в подразделение местной администрации, ведающее жилым фондом в вашем населенном пункте.

Письменный ответ вам должны прислать в течение месяца. Сроки самой установки счетчика в такой ситуации законодательство не оговаривает. Если, на ваш взгляд, разумный срок уже истек либо реакции (ответа) не последовало вообще, можно действовать двумя путями. Первый – пожаловаться: в государственную жилищную инспекцию (координаты ее подразделения в вашем регионе легко найдутся в Интернете), а также в прокуратуру. Второй путь – установить прибор за свой счет, а затем требовать от местных властей компенсации на основании ст. 980 – 989 Гражданского кодекса РФ (речь идет о выполнении действий в чужом интересе без поручения). Правда, в последнем случае, скорее всего, придется обращаться в суд – вероятность добровольного выполнения вашего требования невелика.

Обратите внимание: если квартира не находится в вашей собственности, то согласно действующему на сегодня законодательству какие бы то ни было санкции за отсутствие индивидуального счетчика вам лично не грозят. В то же время, как отмечают жильцы, добившиеся установки счетчиков (либо установившие их за свой счет), экономия месячной платы за воду при наличии прибора индивидуального учета выходит весьма существенная: от полутора-двух до трех-четырех раз.

Собственникам квартир, кроме вышесказанного, важно иметь в виду: административных наказаний (штрафов) за "уклонение" от установки счетчика для граждан в данный момент не предусматривается вообще. Однако в законе об энергосбережении упоминается последствие, которое может оказаться довольно обременительным. А именно: если квартирный счетчик не появится до 1 июля 2013 года (т. е. по истечении года с предусмотренной законом "обязательной" даты), то ресурсоснабжающим организациям дается право принудительно установить прибор в квартире, а затем в судебном порядке взыскать стоимость счетчика и работ с собственника жилья. При этом согласно п. 12 ст. 13 закона сумма должна взыскиваться в рассрочку - равными долями в течение 5 лет (если сами владельцы жилья не захотят рассчитаться быстрее). За рассрочку взимаются проценты в размере не выше ставки рефинансирования. Эксперты предупреждают, что в подобных ситуациях принудительно установленные счетчики наверняка окажутся куда дороже, чем в случае, когда вы можете выбрать прибор и организацию для его установки по своему усмотрению.

"Управляющая компания - всему голова"

Немалое количество злоупотреблений связано как раз с попытками ограничить право выбора граждан при установке счетчика. Как правило, особое рвение в данном вопросе проявляют управляющие компании (ДЕЗ, ЖЭУ, РЭУ и проч.). "Когда я решил установить счетчик и обратился в свою управляющую компанию, мне тут же выдали список из трех фирм - сказали, что купить и установить прибор можно только через них", - рассказывает москвич Алексей. "Нам объяснили, что счетчик желательно приобрести в фирме, рекомендованной управляющей компанией, а если купим в другом месте, то в любом случае обязаны за отдельную плату получить в УК технические условия - документ, где будет, в частности, указано, на каком расстоянии от пола должен стоять прибор", - сообщает жительница Санкт-Петербурга Светлана.

Имейте в виду: в действующем законодательстве нет ни одного нормативно-правового акта, который позволял бы управляющим компаниям (и каким-либо иным субъектам) навязывать жильцам виды (модели) счетчиков и конкретные организации, обеспечивающие установку и обслуживание приборов учета. "Сейчас эта деятельность (монтаж, обслуживание счетчиков. - прим. авт.) не лицензируется, поэтому достаточно убедиться, что выполнение соответствующих работ указано в уставе выбранной вами организации", - поясняет эксперт по защите прав потребителей, адвокат Дмитрий Лесняк.

Что касается технических условий установки приборов учета, за разработку которых нередко пытаются "содрать" деньги УК, то и этот документ - отнюдь не "эксклюзив" управдомов. "Вы вправе заказать такую документацию в любой фирме, с которой заключаете договор о приобретении и установке счетчика. Кстати, велика вероятность, что у ваших потенциальных установщиков плата окажется существенно ниже либо техусловия вообще разработают бесплатно - как бонус для привлечения клиента", - отмечает адвокат Лесняк.

После того как счетчик будет установлен и опломбирован, можете смело обращаться в свою управляющую компанию с заявлением о принятии прибора в эксплуатацию. УК обязана сделать это либо, если откажет, должна письменно обосновать свои претензии и указать недостатки, которые вам необходимо устранить. Если в течение разумного срока (скажем, полутора-двух недель) не дождетесь ни ответа ни привета, можете подавать жалобу в государственную жилищную инспекцию, а также обращаться в прокуратуру.

К поверке будь готов!

Периодически вам понадобится проходить процедуру под названием "поверка". Речь идет о проверке работоспособности приборов и точности их измерений. Сроки поверки указываются в технической документации к счетчику. Обычно процедура требуется раз в 4 года для приборов учета горячей воды и раз в 6 лет для счетчиков холодной воды.

На практике чаще всего встречаются две основные уловки. Первая - навязывание проведения поверки определенными "компетентными" фирмами (мастерами). Плата при этом зачастую оказывается выше средней. Второй подвох - требование уплатить штраф, если поверка не проведена вовремя (в Москве, например, известны случаи, когда УК угрожала жильцам штрафом в размере 5 тысяч рублей).

И первое, и второе - явные злоупотребления. Столкнувшись с ними, твердо отстаивайте свои права, а при необходимости сигнализируйте в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру.

Анна Добрюха.

Категория: электрика | Добавил: electrik1 (09.04.2012)
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Объявления
.
ОБЛАКО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Block title
QR код ссылка на сайт для смартфонов
.
Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz