НАЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТА И ОБЩИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Продукт предназначен в помощь
учащимся (и преподавателям) средних, а также
средних специальных учебных заведений для
изучения разделов курса физики
"Электричество". Он естественным образом
дополняет классическую схему обучения,
состоящую из усвоения теоретического материала
и выработки практических навыков
экспериментирования в физической лаборатории.
Программа представляет собой
электронный конструктор, позволяющий
имитировать на экране монитора процессы сборки
электрических схем, исследовать особенности их
работы, проводить измерения электрических
величин так, как это делается в реальном
физическом эксперименте.
С помощью конструктора можно:
- изучать зависимость сопротивления проводников
от удельного сопротивления его материала, длины
и поперечного сечения;
- изучать законы постоянного тока - закон Ома для
участка цепи и закон Ома для полной цепи;
- изучать законы последовательного и
параллельного соединения проводников,
конденсаторов и катушек;
- изучать принципы использования
предохранителей в электронных схемах;
- изучать законы выделения тепловой энергии в
электронагревательных и осветительных приборах,
принципы согласования источников тока с
нагрузкой;
- ознакомиться с принципами проведения измерений
тока и напряжения в электронных схемах с помощью
современных измерительных приборов (мультиметр,
двухканальный осциллограф), наблюдать вид
переменного тока на отдельных деталях, сдвиг фаз
между током и напряжением в цепях переменного
тока;
- изучать проявление емкостного и индуктивного
сопротивлений в цепях переменного тока, их
зависимость от частоты генератора переменного
тока и номиналов деталей;
- изучать выделение мощности в цепях переменного
тока;
- исследовать явление резонанса в цепях с
последовательным и параллельным колебательным
контуром;
- определять параметры неизвестной детали;
- исследовать принципы построения электрических
фильтров для цепей переменного тока.
Конструктор можно также использовать
в рамках его возможностей и для других задач в
самостоятельной творческой работе учащихся.
Одной из главных особенностей
комплекса является максимально возможная
имитация реального физического процесса. Для
этой цели предусмотрено, например, следующее:
- изображения деталей конструктора и
измерительных приборов приводятся не
схематически, а в таком виде, как "на самом
деле";
- при превышении номинальной мощности
электрического тока, протекающего через
сопротивление, последнее "сгорает" и
приобретает вид почерневшей детали;
- лампочка и электронагревательный прибор при
номинальной мощности начинают светиться и
"перегорают", если мощность, рассеиваемая на
них, превышает рабочее значение;
- при превышении рабочего напряжения на
конденсаторе, последний также "выходит из
строя";
- при превышении номинального рабочего тока
через предохранитель, он "перегорает";
- большинство операций и их результаты
сопровождаются звуковыми эффектами.
Это делается для того, чтобы учащийся
наглядно видел последствия своих ошибок, учился
разбираться в причинах того или иного неудачного
эксперимента и вырабатывал необходимые навыки
предварительного анализа схемы.
Для пользования программой достаточно
начальных навыков работы в системе Windows. |