Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Государственный научно-технический ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ в жилищно-коммунальном хозяйстве
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ в жилищно-коммунальном хозяйстве
Утверждены Приказом Госстроя России
от 28.12.2000 г. № 304
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЦЕНЫ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ
Настоящие рекомендации предназначены для финансового обоснования цены на тепловую энергию и могут быть использованы организациями, реализующими тепловую энергию и находящимися в муниципальной собственности. Методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель утверждены приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 года № 304. Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, при участии РАО "Роскоммунэнерго", Фонда "Институт экономики города", МУП "Тепловые сети" г. Новороссийска, "Петрозаводского муниципального предприятия тепловых сетей", МП ЖКХ "Тепловые сети" г. Туапсе, МП "Энергия" г. Петропавловск-Камчатский, МУП "Шарьинская теплосеть" Костромской области. Ответственный за разработку Б.В.Хмельников.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 13, стр. 3, ГП ЦНИС, Тел./факс: 928-53-76 E-mail: cnis@orc.ru
ВВЕДЕНИЕ
Реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства, а в ее составе системы ценообразования, направлена на постепенный переход к полной оплате услуг за счет потребителей. При этом изменение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг должно быть связано с системой мер по социальной защите населения, осуществлением мер по энергоресурсосбережению, выявлению резервов оптимизации себестоимости и цен (тарифов), повышению их экономической обоснованности. Обоснование уровня цены на тепловую энергию остается главным вопросом, от решения которого зависят возможности нормальной эксплуатации и развития теплоснабжающих организаций. Введение регулирования цен на тепловую энергию позволяет защитить экономические интересы потребителей от монопольного повышения цен и обеспечить условия для нормального функционирования предприятий в современных условиях. Снабжение потребителей тепловой энергией как регулируемый вид деятельности должен характеризоваться открытостью и доступностью информации для потребителей и органов регулирования. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что тарифы для организаций, находящихся в муниципальной собственности устанавливаются органами местного самоуправления. Для теплоснабжающих организаций, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) действует обязательный пакет нормативно-методических документов, определяющих ценообразование. На уровне муниципальных образований для муниципальных теплоснабжающих организаций часто отсутствуют документы, регламентирующие процедуру и методику формирования и утверждения цен на тепловую энергию. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и органов по регулированию цен (тарифов). Потому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового (тарифного) регулирования. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных теплоснабжающих организаций в виде согласования представляемых ими производственной и инвестиционной программ, определяет объем финансирования, необходимый для выполнения данных программ. В процессе рассмотрения и утверждения цен на тепловую энергию теплоснабжающая организация представляет на рассмотрение в регулирующий орган: - определение (экономическое обоснование) потребности в финансовых средствах - (себестоимости и прибыли) по регулируемой деятельности на период регулирования; - разработанную производственную и инвестиционную программу; - предлагаемое значение цены на тепловую энергию. По результатам рассмотрения представленных теплоснабжающей организацией материалов регулирующий орган по поручению собственника имущества согласует представленные производственную и инвестиционные программы, определяет источники и объемы финансирования данных программ, утверждает цены на тепловую энергию. С целью формирования эффективной ценовой политики необходима система нормативно-методических документов, включая методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. "Методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель" (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.04.95 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", утвержденной первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Густовым В.А. 29.01.99 г., "Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.99 г. № 9. 1.2. Методические рекомендации определяют методические вопросы ценообразования на тепловую энергию и теплоноситель (в дальнейшем - тепловую энергию) и являются рекомендательным документом. Указанные рекомендации, наряду с Положением о регулирующем органе и Порядком (процедурой) представления, рассмотрения и утверждения тарифов, могут служить основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных нормативно-методических материалов. 1.3. Настоящие рекомендации могут быть использованы организациями, реализующими тепловую энергию и находящимися в муниципальной собственности. Рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение тепловой энергии. 1.4. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее: - муниципальная собственность - собственность муниципального образования; - регулирующий орган - орган по регулированию цен, создаваемый органами местного самоуправления в рамках исполнительных органов местной власти; - потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее тепловую энергию; - прибыль - разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость; - регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии, подлежащая регулированию на муниципальном уровне; - регулируемая цена - цена на тепловую энергию, складывающаяся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины; - себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию; - тепловая энергия на теплоснабжение - тепловая энергия, используемая в теплообменных процессах и устройствах (отопление, вентиляция, технологические нужды); - тепловая энергия на горячее водоснабжение (ГВС) - теплота, расходуемая на подогрев водопроводной воды для непосредственного разбора в системах горячего водоснабжения; - теплоснабжающая организация - организация, находящаяся в муниципальной собственности, осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной тепловой энергии. 1.5. Настоящие рекомендации применяются при экономическом обосновании потребности муниципальных теплоснабжающих организаций в финансовых средствах для выполнения согласованной с собственником имущества производственной и инвестиционной программ и обеспечения потребителей тепловой энергией, а также при рассмотрении и утверждении регулирующим органом цены на тепловую энергию. 1.6. В общем виде потребность теплоснабжающих организаций в финансовых средствах определяется по формуле: ФСтэ = Стэ + Пр