Настоящая
инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и
ремонтом электрооборудования грузоподъемных кранов и контейнерных
перегружателей морских портов.
Инструкция
устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и
ремонте электрооборудования портальных кранов, контейнерных причальных
перегружателей, мостовых и козловых кранов.
На основе
настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по
безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и
ремонт электрооборудования грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей,
применительно к конкретным условиям и с привязкой к соответствующим стандартам
ССБТ.
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. К работе
в качестве электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт
электрооборудования грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей,
допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское
освидетельствование, обученные по соответствующей программе, сдавшие экзамены в
квалификационной комиссии порта и имеющие допуск и удостоверение на право
обслуживания объектов Госгортехнадзора.
1.2. Допуск
электромонтера оформляется приказом по порту (ППК), после чего ему выдаются на
руки удостоверение и настоящая инструкция под расписку.
1.3. В своей
работе электромонтер должен знать и соблюдать:
производственную
инструкцию и инструкцию по безопасности труда для электромонтера, выполняющего
техническое обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных кранов и
контейнерных перегружателей;
заводские
(фирменные) инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации
грузоподъемных кранов и контейнерных перегружателей;
Устав о
дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового
распорядка порта;
правила
пешеходного движения по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие
надписи.
1.4.
Электромонтер обязан:
перед
допуском к работе пройти по месту работы стажировку не менее двух недель под
руководством опытного электромонтера и контролем группового (сменного)
электромеханика;
для
самостоятельной работы в электроустановках грузоподъемных кранов и
перегружателей иметь квалификационную группу по технике безопасности
(электробезопасности) не ниже III;
при
необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей,
оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами и перегружателями, иметь
квалификацию стропальщика и сигнальщика;
для
выполнения пробных включений механизмов крана пройти обучение и аттестацию на
право управления краном. Результат аттестации оформляется протоколом и
записывается в удостоверении;
для
производства работ на высоте пройти медицинскую комиссию с заключением о
годности к работе на высоте и курс обучения по правилам выполнения этих работ;
для
выполнения работ на прессе, механической ножовке, сверлильном, заточном и
других станках пройти обучение и получить допуск к работе на этом оборудовании;
знать и уметь
пользоваться средствами пожаротушения;
знать и иметь
навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при ранении,
ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях.
1.5.
Повторная проверка знаний электромонтера проводится квалификационной комиссией
порта (ППК) периодически - не реже одного раза в 12 мес.;
повторный
инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;
внеочередная
проверка знаний электромонтера - в случаях нарушения правил безопасности труда
и технической эксплуатации грузоподъемных кранов, по требованию администрации
порта (ППК), представителей Госгортехнадзора и Госэнергонадзора.
1.6.
Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата
которого проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя
квалификационной комиссии порта и печатью.
Лица,
показавшие неудовлетворительные знания при повторной и третьей проверках, не
допускаются к работе в электроустановках грузоподъемных кранов и перегружателей
и должны быть переведены на другую работу, не связанную с обслуживанием
электроустановок.
1.7. Вход на
работающие краны и спуск с них допускаются только после уведомления крановщика
и полной остановки крана.