Научно-исследовательский институт городского электротранспорта
Документ УТВЕРЖДЕН Заместителем директора Федеральной автодорожной службы России Г.П. Николаевым
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Р 29384702 -0363-96
Срок действия c 01.01.1997 г. до 01.01.2000 г. Продлен до 01.01.2003 г. Продлен до 01.01.2006 г.
(Взамен документа "Инструкция по обеспечению электробезопасности троллейбусов", введенного в действие приказом № 129 МЖКХ РСФСР от 20.05.88г.)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Типовая инструкция предназначена для использования в качестве основы при составлении местной инструкции. Местная инструкция должна быть согласована c региональной службой энергонадзора и утверждена Главным инженером транспортного предприятия. В местной инструкции следует определить порядок и организацию проверки сопротивления изоляции и токов утечки c учетом системы электроснабжения троллейбусных маршрутов и депо, конструктивных особенностей подвижного состава, находящегося в эксплуатации, технической оснащенности предприятий троллейбусного транспорта. Местной инструкцией должны быть назначены конкретные службы, ответственные как за техническое состояние приборов и устройств, используемых при замерах сопротивления изоляции электрооборудования, контроле токов утечки c кузова на землю, испытании электрической изоляции троллейбуса на пробой, так и за своевременную их поверку и ремонт. Нормативы сопротивления изоляции, токов утечки, требования электробезопасности, установленные настоящей инструкцией, изменять НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ! Потенциальная опасность троллейбуса обусловлена наличием высокого напряжения на его электрооборудовании и возможным снижением сопротивления его изоляции при неблагоприятном сочетании атмосферно-климатических условий, приводящих к загрязнению и увлажнению изоляции. При прикосновении к корпусу троллейбуса человека, стоящего на земле, через его тело протекает ток, величина которого зависит от сопротивления электрическому току тела человека и, главным образом, от сопротивления изоляции между высоковольтными токоведущими частями и корпусом машины. В случае существенного снижения сопротивления или пробоя изоляции прикосновение к корпусу троллейбуса может повлечь за собой поражение человека электрическим током. В электротехнике установлено, что ток утечки - ток, протекающий через изоляцию между разнополярными полюсами электрической цепи. В настоящей инструкции под "током утечки" подразумевается ток, протекающий через тело человека, стоящего на земле и имеющего контакт c корпусом троллейбуса, штанги которого установлены на контактные провода. При этом условно принято, что сопротивление тела человека равно 1 кОм. Предельно допустимый ток через тело человека регламентирован ГОСТ 12.1.038-82 "ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов".