Электрик Пятница, 26.04.2024, 06:21
Поиск по сайту
Меню
Новости
Block title
***
|
ОПРОС
какая нормативная документация вас интересует
Всего ответов: 1783
Главная » 2011 » Февраль » 3 » Мода на энергоаудит
18:08
Мода на энергоаудит
В России мода на энергоаудит: через два года все собственники помещений и производств обязаны иметь энергопаспорт. На спросе из-под палки растет целая отрасль, рынок стремительно заполняют новые игроки и мошенники.

— Как сэкономить 1,5 млн руб. в месяц? Надо купить водонагреватель за 20 тыс. руб. Тогда на все лето можно отключить котельную, что вхолостую отапливает несколько близлежащих промышленных зданий. Ведь вода, которую греет эта котельная, нужна только четырем слесарям, обслуживающим объекты РЖД, чтобы помыться после смены,— подобных примеров энергоэкономии генеральный директор энергосервисной компании "Гипрокоммунэнерго" (входит в КЭС-холдинг) Валерий Ермаков может привести несметное множество.

За услугами энергоаудита — подсчетом энергозатрат и выбором оптимального способа потребления водо-, тепло- и электроресурсов — к специалистам обращаются самые разные учреждения. По словам гендиректора Энерго-сервисной компании Геннадия Иванова, провести энергоаудит его фирму просили комбинат по производству церковной утвари, предприятие, занимающееся теплоснабжением зданий Кремля, и даже тюрьма.

Это, впрочем, неудивительно. Принятый в ноябре 2009 года федеральный закон N261 "Об энергосбережении" обязал пройти энергоаудит и получить энергопаспорт (документ, описывающий энергетическое состояние предприятия) все государственные учреждения. Помимо них отчитаться о своей энергоэффективности обязаны компании, оказывающие услуги по регулируемым тарифам (например, работающие в сфере ЖКХ), а также вообще все предприятия, чьи расходы на водо-, тепло- и энергоресурсы составляют свыше 10 млн руб. в год. Обзавестись энергопаспортом компании обязаны до конца 2012 года.

По исследованию McKinsey, если до 2030 года в России в энергосберегающие технологии вложить примерно 150 млрд евро, то в течение последующих 20 лет экономия составит 345 млрд евро. Это поможет снизить годовой объем потребляемой в России электроэнергии на 23%.

Официальной оценки нынешнего состояния рынка энергоаудита не существует: он слишком бурно развивается, к тому же непрозрачен. Впоследствии общую информацию по энергопаспортам консолидирует образованное при Минэнерго Российское энергетическое агентство, однако пока приходится довольствоваться частными оценками. Так, по подсчетам Геннадия Иванова, объем рынка составляет около 20 млрд руб.

"Еще в ноябре 2009 года мы всех участников рынка знали в лицо: тогда в стране было всего 150 энергоаудиторских компаний",— вспоминает глава саморегулируемой организации (СРО) "Гильдия энергоаудиторов" Вадим Банников. Теперь число аудиторских компаний лишь приблизительно оценивается в 1,5 тыс.— это те, кто, по определению Геннадия Иванова, "повесил на себя табличку с надписью "энергоаудит"". Их число по мере приближения "часа икс" и роста спроса на энергопаспорта как минимум удвоится. При этом около половины компаний кэптивные и аффилированы с заказчиком, указывает Геннадий Иванов. Здесь в отличие, например, от финансового аудита такая ситуация на сегодняшний момент вполне законна.

Латание дыр

 

 
Александр Буйдов: влияние на компании госсектора оказал не столько закон об энергосбережении, сколько месседжи власти: «Мы хотим, чтобы он реально заработал»     
Реальных игроков, способных не только нарисовать энергопаспорт, но и провести качественную энергодиагностику, выдать список мероприятий по оптимизации энергозатрат и реализовать их на рынке, насчитывается не больше 200.

Чтобы провести энергоаудит, проверяющей компании сначала нужно изучить карту энергопотребления предприятия, затем проверить изложенные в ней сведения с помощью собственных измерений (например, теплопотери — при помощи тепловизора). Третий шаг — финансовый анализ полученных данных и составление перечня энергоэффективных мероприятий. Как правило, вся процедура энергоаудита занимает около двух месяцев и обходится от 200-700 тыс. руб. за простой энергопаспорт c формальным перечнем энергоэффективных мероприятий до 2-5 млн руб. за развернутый список мер и расчет их окупаемости, на основании которого можно вести переговоры с поставщиками оборудования и банками.

Для того чтобы достичь 30% снижения энергопотребления на предприятии, по подсчетам Геннадия Иванова, нужно провести в среднем примерно 20 мероприятий. "Однако две трети, а то и три четверти из них имеют отношение не к энергосбережению, а к сфере капитального ремонта,— говорит он,— ведь до установки эффективного оборудования надо сначала перестелить крышу, утеплить стены".

На реализацию всех указанных в отчете мероприятий зачастую уходит не один год. Так, по признанию главного энергетика косметической фабрики "Свобода" Виктора Ребикова, его компания проводила энергоаудит еще в 2007 году, однако до сих пор успела внедрить лишь часть мероприятий. Однако за четыре года (стоимость повышения энергоэффективности рассчитывалась по ценам 2006-го) из-за инфляции большинство расчетов энергоаудиторов потеряли актуальность. "Теперь все эти меры в полтора раза дороже",— сокрушается Ребиков.


 
       
       

Штучный клиент

Основатель Р.В.С. Александр Буйдов, более 15 лет проработавший в ИТ-компании "Крок", пять лет назад решил создать собственный бизнес. Он рассчитывал на то, что проходившая тогда реформа электроэнергетики и новые частные собственники генерирующих компаний спровоцируют массовый спрос на энергоэффективные технологии. Тут-то он и предложит им свежие решения, о которых постсоветские проектные институты и НИИ, до сих пор обслуживавшие эту индустрию, имеют весьма приблизительное представление.

Р.В.С., имеющая оборот 700 млн руб. в год, работает с металлургическими и алюминиевыми заводами и ГОКами, доля электроэнергии в себестоимости продукции которых составляет 10-50%. "Все это штучные клиенты",— любит повторять глава Р.В.С. При этом для Буйдова энергоаудит — лишь промежуточный этап его бизнеса, приносящий не больше 10% выручки. Он сразу обсуждает с будущими клиентами возможность реализовывать мероприятия из разработанной для них программы с помощью его фирмы после положительных результатов энергоаудита, и именно это составляет основной заработок Буйдова. "На одном мероприятии вроде установки системы технического учета энергоресурсов можно заработать около 18,7 млн руб.",— уверяет он. Игроков, подобных Р.В.С., на рынке насчитывается более 20. Это крупные и средние компании, самая известная из них — группа Е4 Михаила Абызова, где энергоаудитом занимается департамент энергосбережения.

Только ленивый
У Энерго-сервисной компании стратегия прямо противоположная: ее основатель Геннадий Иванов — профессиональный аудитор. В 1997 году он создал компанию "СВ-аудит", специализирующуюся на финансовой оценке, а через пять лет задумался о расширении бизнеса. Как и Буйдов, Иванов пришел к тому, что энергосбережение — тема перспективная. Электричество, рассудил он, жгут все. В 2005 году Иванов выделил энергоаудит в отдельное направление бизнеса.

Сейчас его компания насчитывает 60 человек, половина из которых — аттестованные энергоаудиторы со средней ставкой 40-50 тыс. руб. Рентабельность энергоаудита для компании (помимо зарплаты сотрудникам к расходам добавляются затраты на амортизацию оборудования) составляет примерно 20% (за год по сумме проектов). Среди клиентов — РЖД, КЭС-холдинг, крупные металлургические и нефтеперерабатывающие компании. Впрочем, пока Энерго-сервисная компания в несколько раз проигрывает той же Р.В.С. по обороту: за 2010 год он составил 150 млн руб.

"Чистых" аудиторов на рынке крайне мало, уверяет глава СРО "Объединение независимых энергоаудиторских и энергоэкспертных организаций" Игорь Бартенев. Именно энергоаудиторские СРО, которые существуют с августа 2010 года (сейчас их насчитывается чуть более 30), выдают компаниям лицензии на право заниматься энергоаудитом. "К нам обращаются строители, проектировщики и экологи",— отмечает Бартенев. Существует даже СРО "Независимое объединение энергоаудиторов", большая часть членов которого — частные лица. "Сейчас в эту сферу не идет только ленивый",— заключает эксперт.

Чтобы зарегистрировать энергоаудиторскую компанию, ей нужно иметь не менее четырех квалифицированных энергоаудиторов, аттестованных по государственным стандартам и имеющих соответствующий сертификат. Часть СРО также требует от компаний, чтобы у их сотрудников был диплом о высшем или среднем специальном (техническом) образовании, а также приборный парк для энергетических обследований — его средняя стоимость может составлять 800-900 тыс. руб. Придется застраховать и свою гражданскую ответственность, заплатить вступительный взнос в размере примерно 30 тыс. руб. и ежемесячно перечислять плату за членство в СРО — еще около 25 тыс. руб.


 
       
       
 
Сэкономленный рубль
Пока самые активные заказчики энергоаудита — компании госсектора и естественные монополии, с которых государство требует энергопаспорта в первую очередь. "Влияние на них оказал не столько сам 261-й ФЗ, сколько постоянные месседжи власти: "Мы хотим, чтобы закон реально заработал"",— отмечает Александр Буйдов. Мало кто из энергоаудиторов имеет заказы от коммерческих игроков, за исключением предприятий металлургии и ТЭК. Активность последних, впрочем, мало связана с принятием федерального закона N261: внедрение энергосберегающих технологий для них — осознанная необходимость, ведь затраты на энергетику составляют существенную часть себестоимости их продукции, констатирует исполнительный директор компании "Энергокомплекс-инжиниринг" Алексей Толстик. На прочие же частные коммерческие предприятия, по его подсчетам, приходится не более четверти всех заказов.

— Как правило, это бывшие советские модернизированные производства с оборотом 200-300 млн руб.,— Геннадий Иванов усердно отстукивает на калькуляторе, пытаясь оцифровать портрет компании, тратящей на энергоресурсы более 10 млн руб. в год и попадающей под действие 261-го ФЗ.— На производственные издержки у них уходит примерно 40 млн руб., из них 25 млн руб.— на энергетику. Это может быть, например, пищевое производство площадью около 20 тыс. кв. м. Или небольшая теплоснабжающая организация с теплоотдачей 5-7 тыс. гигакалорий.


 
       
ФОТО: Евгений Дудин, Коммерсантъ
 
Геннадий Иванов: рынок энергоаудита находится в том же состоянии, что финансовый аудит в начале 1990-х годов: ни стандартов, ни прозрачных игроков     
Ситуация изменится, как только в России в полную силу заработают энергосервисные контракты, полагают участники рынка. Эти контракты позволят компании, решившей повысить энергоэффективность, не вытаскивать миллионные суммы из оборота, рассчитываясь с энергосервисной компанией (ЭСКО) за поставку и монтаж оборудования из сэкономленных денег. Однако банки, которые, в свою очередь, кредитуют ЭСКО, пока относятся к схеме с большой настороженностью. По данным Валерия Ермакова, энергосервисные подразделения создают Сбербанк, ВТБ (в пресс-службе ВТБ, впрочем, существование подобного направления опровергли), банк "Центр-инвест" и другие участники рынка. Так, по словам начальника отдела инвестиционного кредитования банка "Центр-инвест" Сергея Смирнова, банк в партнерстве с IFC выдает кредиты ТСЖ, ЖСК, УК и энергосервисным компаниям на установку общедомовых приборов учета тепла и воды, замену и теплоизоляцию трубопроводов и т.д. В сфере энергосбережения банк работает с 2005 года и реализовал более 200 проектов на Юге России на сумму свыше 2,2 млрд руб.

Валерий Ермаков уверяет, что в портфеле "Гипрокоммунэнерго" уже есть шесть энергосервисных контрактов в партнерстве со Сбербанком. Это так называемые перфоманс-контракты, прописанные в 261-м ФЗ, по которым предприятие выплачивает ЭСКО деньги по факту реальной экономии.

Распространение энергосервисных контрактов подстегнет развитие рынка энергосбережения. Но и без этого в ближайшие пару лет его участники ожидают подогреваемый законодательством бум. Игроки к нему уже готовятся. В "Энергокомплекс-инжиниринг" работают 140 инженеров-энергетиков: пока они заняты на направлениях, не связанных с энергоэффективностью, но каждый обладает сертификатом, необходимым для проведения энергоаудита. Когда рынок пойдет вверх, резерв тут же будет "поставлен под ружье".

Сейчас рынок энергоаудита находится в том же состоянии, что финансовый аудит в начале 1990-х годов, говорит Геннадий Иванов: ни стандартов, ни правил, ни более или менее прозрачных игроков. Через три-пять лет хаос схлынет, и останется около 200 компаний.

Что до заказчиков, то даже если они начнут с подготовки формального энергопаспорта, то уж по крайней мере изучат списки прилагаемых к нему энергоэффективных мероприятий. А там недалеко и до осознания истины, которую любил повторять персонаж диснеевского мультфильма "Утиные истории" Скрудж Макдак: "Сэкономленный доллар — это заработанный доллар".

Просмотров: 2127 | Добавил: electrik1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Объявления
.
ОБЛАКО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Block title
QR код ссылка на сайт для смартфонов
.
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz