До конца июня компания полностью завершит реструктуризацию,
объединив в себе сетевой комплекс страны (ранее сетями напряжения 110 кВ
и ниже занимался «Холдинг МРСК», отныне переименован в «Россети»,
сетями напряжения 220 кВ и выше – «ФСК ЕЭС»). Таким образом,
воссоединившись, сети вернутся в ту отправную точку, с которой в свое
время начиналась реформа «РАО ЕЭС России».
Идея о создании «Россетей» была озвучена более года назад. Сегодня
инвесторы и аналитики весьма пессимистично настроены в отношении
будущего «Россетей».
ЗАСТАРЕЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЯНУТ ВНИЗ
На сегодняшний день изношенность сетей в России по разным оценкам
составляет 60-80%, уровень потерь – 9-14%. Цена на электроэнергию (более
40% конечной стоимости приходится на услуги по ее передаче
и распределению) с 2008 года выросла в 2-2,5 раза. При этом цена
для промышленных потребителей, по оценкам заместителя гендиректора
Института проблем естественных монополий Булата Нигматулина, на 25%
превышает доналоговую стоимость электроэнергии в странах Евросоюза.
«Высокие тарифы на электроэнергию серьезно препятствуют
экономическому росту, так как тарифы естественных монополий являются
серьезным фактором по разгону инфляции в стране. Необходимо понимать,
что цены на газ и электроэнергию потом ретранслируются на тарифы РЖД,
тарифы на воду, ЖКХ. Эти проблемы уже даже не назрели, они перезрели
и являются застарелыми. Мы говорили об этом и в 2011, и в 2012 году», —
отмечает аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков.
Было бы неверным говорить о том, что сети не обновляются. Но объемы
инвестпрограмм, заявленные компаниями, эксперты единодушно считают
излишне завышенными. «Инвестпрограммы энергокомпаний в большинстве
случаев необоснованны и "нарисованы”. Их надо сокращать на 20%», —
уверен Нигматулин.
В самих компаниях гигантские инвестпрограммы считают недостаточными. В
начале июня Бударгин заявил о необходимости увеличения ежегодных
инвестпрограмм ФСК и «Россетей» до 200 со 155 миллиардов рублей и до 250
со 152 миллиардов рублей соответственно. Такое увеличение
финансирования, по его мнению, позволит ежегодно снижать износ сетей
на 5%.
Помимо износа сетей и высоких тарифов нерешенной проблемой остается
перекрестное субсидирование, при котором крупные потребители вынуждены
частично отплачивать тариф для населения, чтобы сделать его доступным
для граждан. По данным Минэнерго РФ, в 2012 году объем «перекрестки»
достиг 220 миллиардов рублей. В настоящее время государство пытается
найти пути решения проблемы, признавая, что тарифы на электроэнергию
в России для промышленных потребителей уже выше, чем, например, в США.
По последним данным, Минэнерго рассчитывает довести объем
«перекрестки» до 50 миллиардов рублей в год лишь к 2020 году, и,
возможно, выйти на ноль к 2030 году.
Однако, по мнению экспертов, никакой необходимости для этого
объединять магистральные и федеральные сети не было. «Основные проблемы
сетей – перекрестное субсидирование и плохой контроль над издержками.
Они никак не связаны с идеей объединения сетей. Эти проблемы можно
решать и без разделения компаний», — полагает аналитик Альфа-банка
Дмитрий Доронин.
ФУТБОЛ ВМЕСТО ДИВИДЕНДОВ
Инвесторы весьма пессимистично настроены в отношении будущего
«Россетей». Очевидно, что компания ставит во главу угла интересы своего
мажоритария – государства, в ущерб интересам остальных акционеров. В
итоге наблюдается сдерживание роста тарифов и строительство новых
энергообъектов, зачастую любой ценой, в то время как акционеры хотели бы
получать дивиденды и наблюдать положительный денежный поток.
Когда компания его получит, аналитики не берутся прогнозировать. А
вот менеджмент «Россетей» не боится делать вполне конкретные прогнозы.
Например, о том, что компания будет гордиться игрой футбольного клуба
ЦСКА, генеральным спонсором которого она стала. Согласно условиям
контракта, до середины 2018 года клуб получит от компании более 4
миллиардов рублей. Для сравнения: по итогам 2012 года «Россети» получили
убыток в размере 3,1 миллиарда рублей.
«С учетом того, что менеджмент компании подписывает многомиллиардные
договора с ЦСКА, он чувствует себя очень комфортно и менять ничего
не собирается», — отмечает Доронин.