Определение мест повреждения кабельных линий электропередачи в сетях с изолированной нейтралью Я.Л.Арцишевский
Быстрое обнаружение повреждения в
сетях электроснабжения является одной из важных задач по обеспечению
бесперебойности потребителей электроэнергией. С целью обеспечения повышенной
надежности систем электроснабжения по воздушным и кабельным линиям
электропередачи (ВЛ и КЛ) их выполняют с изолированной нейтралью. Тогда
замыкание одной из фаз на землю (наиболее частый вид повреждения) не приводит к
появлению больших токов короткого замыкания (КЗ) и допускается в течение
нескольких часов.
Длительность определения мест
повреждения (ОМП) составляет примерно ¾ общего времени ликвидации повреждения
линий электропередачи.
Технические средства ОМП,
применяемые на КЛ и ВЛ, по принципу действия подразделяются на дистанционные и
топографические.
Дистанционные позволяют указывать предполагаемое расстояние до
места КЗ от шин подстанции.
Топографические позволяют определять направление к месту
повреждения, осуществлять поиск поврежденной опоры или непосредственно места
повреждения. На КЛ топографические средства позволяют находить трассу КЛ и
выделять поврежденный кабель из пучка кабелей.
В кабельных и воздушных сетях
6-35 кВ эксплуатируются разнообразные устройства неселективной и селективной
сигнализации замыкания на землю (ЗНЗ). Имеются токовые и направленные устройства,
которые реагируют на установившиеся или переходные процессы на промышленной
частоте или частоте высших гармоник.
Комплекс аппаратуры для ОМП на КЛ
включает прожигательную и испытательную установки, разнообразный набор
дистанционных и топографических средств и методов ОМП включая, локационные
искатели, аппаратуру для метода колебательного разряда и петлевого метода.
В универсальных кабелеискателях
используются различные варианты индукционного, акустического и контактного
методов.
Для ОМП на ВЛ используется
фиксация токов и напряжения обратной последовательности (приборы типов ФПТ и
ФПН), а также фиксация сопротивления (приборы типов ФМК-10 и ФИС).
Комплект топографических средств
ОМП на ВЛ содержит указатели поврежденного участка типов УПУ-1 или УКЗ, а также
указатели ЗНЗ: токовые типов «Поиск-1» и «Волна», направленные типа «Зонд».
С учетом особенностей
конфигурации распределительных сетей 6—35 кВ особую актуальность имеет
организация комплексного использования дистанционных и топографических средств
и методов ОМП, а также телепередача показаний приборов на опорную подстанцию
или на диспетчерский пункт предприятия электрических сетей (ПЭС) или района
электрических сетей (РЭС).
Технико-экономическая
эффективность средств и методов ОМП в сетях 6—35 кВ с малым током замыкания на
землю. Эксплуатация КЛ без Средств ОМП практически невозможна, а эксплуатация
ВЛ при сокращении удельной численности эксплуатационного персонала весьма
затруднительна.
Комплекс технических средств и
методов ОМП в распределительных сетях постоянно совершенствуется, в частности,
за счет Использования достижений микроэлектроники и микропроцессорной техники.
Для практическогоиспользованияновых разработок требуется подготовка
квалифицированных электромонтеров, занятых монтажом, наладкой и эксплуатацией
средств ОМП.
Глава I
ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ В СЕТЯХ
С МАЛЫМ ТОКОМ ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. ОДНОФАЗНЫЕ ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ
С изолированной
или с компенсированной нейтралью в России работают сети 6, 10, 20 и 35 кВ, их
протяженность превышает 2 млн. км. По данным многолетних наблюдений установлено,
что наиболее частым видом повреждений в сетях с изолированной нейтралью
является замыкание одной фазы на землю. Эти замыкания возникают вследствие
пробоя изоляции КЛ, перекрытия изоляции или обрыва провода ВЛ. Если в сетях с
заземленной нейтралью подобное замыкание вызывает протекание токов КЗ и быстрое
отключение поврежденной линии от устройств релейной защиты, то в сетях, не
имеющих глухого заземления нейтралей, работоспособность питающих трансформаторов,
линий и потребителей не нарушается и режим работы с ЗНЗ допускается в течение
относительно длительного интервала времени (до 2 ч и более). Предусматривается
аварийно-предупредительная сигнализация ЗНЗ. Работа в режиме ЗНЗ одной из фаз
является весьма нежелательной и опасной. Во-первых, в режиме ЗНЗ одной из фаз
рабочее напряжение двух других фаз относительно земли повышается в Ö3
раза, что увеличивает вероятность перекрытия изоляции других фаз.
Во-вторых, при
неустойчивом горении дуги в месте ЗНЗ возникают и распространяются по сети
перенапряжения, которые еще больше повышают вероятность повреждения изоляции
неповрежденных фаз.
В-третьих, в месте
ЗНЗ появляется опасность поражения людей и животных шаговым напряжением.
В ряде случаев
грунт в месте установки опоры с поврежденной изоляцией под действием тока ЗНЗ
подсыхает. Переходное сопротивление растет, значение тока уменьшается и ЗНЗ
как бы «исчезает». Это чревато опасностью поражения людей высоким напряжением в
случае прикосновения к опоре с поврежденной изоляцией.
На ВЛ к
неустойчивым повреждениям изоляции могут приводить набросы различных предметов
на провода. Известны случаи замыкания проводов полоскамитонкой алюминиевой фольги из демонтированных
электрических конденсаторов. Иногда замыкания возникают 'Вследствие сближения
фазных проводов с деревьями и кустарниками в ветреную погоду. С точки зрения
электробезопасности особенно опасны замыкания на землю при обрыве фазного
провода на одной из опор или приближении сильно провисшего провода,
находящегося под напряжением, к поверхности земли.
Большинство ЗНЗ
кабельных линий б—10 кВ являются неустойчивыми. После первого кратковременного
пробоя электрическая прочность изоляции обычно восстанавливается и ЗНЗ
самоустраняется (цикл «пробой — восстановление»); Явления самоустранения ЗНЗ
объясняются свойствами бумажно-масляной изоляции КЛ, а также условиями гашения
электрической дуги в маслонаполненных силовых и измерительных трансформаторах.
Во многих
случаях после первого цикла «пробой — восстановление» возникает еще несколько
(до 10 и более) циклов неустойчивых замыканий и только потом ЗНЗ кабельных
линий становится устойчивым. После первого цикла пробоя — восстановления
устойчивое замыкание возникает через несколько часов, а в 40% случаев — через несколько
суток. Таким образом, ясно, что повреждения КЛ развиваются постепенно.
Повреждения КЛ
могут вызываться внутренними причинами, например старением изоляции и развитием
дефектов в кабеле или муфтах, а могут быть обусловлены внешними факторами:
нарушением целости оболочки КЛ вследствие коррозии от блуждающих токов или
химического загрязнения почвы, случаями механических деформаций при прокладке
кабеля. Появление внешнего дефекта КЛ сопровождается вытеканием пропиточной
массы и попаданием влаги. Распространенным дефектом является обрыв жил КЛ при
перемещениях и осадках грунта на трассе КЛ, а также при температурной
деформации КЛ, проложенных по мостам и другим инженерным сооружениям.
Длительность
интервалов времени от момента возникновения дефекта до устойчивого повреждения
КЛ колеблется от долей секунды до многих месяцев. Электрическая прочность в
месте развивающегося дефекта КЛ в большинстве случаев снижается постепенно.
Поэтому в процессе монтажа и эксплуатации КЛ всех напряжений систематически
проводят профилактические испытания, позволяющие выявлять места с ослабленной
изоляцией. Подобные испытания проводят и в воздушных сетях 6—10 кВ.
При испытаниях
от передвижной установки к поочередно отключаемым от сети КЛ подводят повышенное
выпрямленное напряжение согласно «Норм испытаний электрооборудования».
Освоена и более
прогрессивная методика испытания, при которой испытательное выпрямленное
напряжение подается не на каждую КЛ последовательно, а сразу на все сеть КЛ,
причем без снятия рабочего напряжения и без отключения потребителей. Эта
методика используется и для испытаний участков сети ВЛ 6-10 кВ. Постоянное
испытательное напряжение поднимают до 16,3 кВ для ВЛ 6 кВ и до 20 кВ для ВЛ 10
кВ со скоростью 1-2 кВ/с и контролируют ток утечки. Испытания на радиальных КЛ
проводят с учетом минимального ущерба для потребителей: в выходные дни или ночью,
при подготовленных резервах ремонтных материалов, извещении персонала и развернутых
средствах ОМП.
В этих случаях
ущерб от пробоя изоляции минимален и во много раз меньше ущерба от внезапного
аварийного пробоя изоляции КЛ или ВЛ в процессе эксплуатации. В большинстве
случаев возникает ЗНЗ одной из фаз. Невелика степень разрушения изоляции в
месте повреждения, так как мощность испытательной установки небольшая.
§ 4. ОБРЫВЫ ПРОВОДОВ ВЛ И КЛ
Обрывы фазных
проводов являются весьма опасным видом повреждения. Они наблюдаются как на
воздушных, так и на кабельных линиях в сетях с малым током замыкания на землю.
Причиной обрывов проводов ВЛ являются дефекты монтажа, ветер, гололед и т.д.
чаще всего обрывается один из трех фазных проводов. При обрыве симметрия токов
нагрузки нарушается, возникают токи и напряжения обратной последовательности.
Это приводит к длительному недопустимому нагреву двигателей, сохранивших
достаточный вращающий момент. Часть двигателей останавливается, и длительное
время остается включенной на две фазы, недопустимо нагревается и выходит из
строя.
Оборвавшийся
провод ВЛ падает на землю. При этом возникает три характерных режима:
При обрыве в середине пролета возникает замыкание с
касанием упавших проводов земли, при этом ток нагрузки в поврежденной фазе
протекает часть пути по земле, встречая увеличенное сопротивление (режим, как
при ЗНЗ, дополнительно характеризуется появлением токов и напряжений обратной
последовательности);
При обрыве около
одной из опор ВЛ и касании земли упавшего провода со стороны источника возникает сложный вид повреждения,
характеризующийся исчезновением тока нагрузки в поврежденной фазе, появлением
токов и напряжений обратной последовательности, тормозятсяи останавливаются двигатели (нагрузки
питается только по двум фазам, емкостный ток замыкания на землю течет от места
замыкания на землю течет от места замыкания к питающей подстанции и растекается
по сети);
При обрыве около одной из опор ВЛ и
касании земли упавшего провода со стороны
нагрузкитакже исчезает ток в
поврежденной фазе, появляются токи и напряжения обратной последовательности,
нагрузка питается по двум фазам, страдают двигатели; емкостной ток замыкания на
землю течет не от места замыкания к питающей подстанции, а по поврежденной фазе
сначала направляется к нагрузке, встречая на своем пути увеличение
сопротивления, и только потом возвращается по неповрежденным фазам к месту
повреждения и далее к питающей подстанции.
Причиной обрывов фазных проводов КЛ
могут быть смещения грунта при оползнях, землетрясениях – так называемые
«растяжки», нарушения правил землеройных работ в зоне трассы КЛ и другие
причины.
Особенностью обрывов жил КЛ
является возможность отсутствия, какого бы то ни было одно- или многофазного
замыкания. Последствия обрыва типа «растяжки» проявляются в исчезновении тока
нагрузки в поврежденных фазах, появлении токов и напряжений обратной
последовательности.
При обрывах жил возможны
повреждения изоляции и оболочки КЛ. В этом случае возникают те же три варианта
замыкания на землю с обрывом фазы, что и для ВЛ:
ЗНЗ с протеканием тока нагрузки по
земле в месте повреждения;
ЗНЗ с замыканием жилы на оболочку
только со стороны питания;
ЗНЗ с замыканием жилы на оболочку
только со стороны нагрузки.
Количество разновидностей
повреждений с обрывами нескольких проводов фаз ВЛ или КЛ весьма велико. Сложные
виды повреждений могут быть рассмотрены как комбинация различных повреждений
одной, двух или трех фаз.