Электрик Понедельник, 10.08.2020, 02:46
Поиск по сайту
Меню
Каталог
Электроснабжение [62]
ТВСиК [3]
Выработка электроэнергии [4]
Энергобезопасность [34]
Нормативные документы [15]
Новости
Block title
***
|
ОПРОС
какая нормативная документация вас интересует
Всего ответов: 1772
Главная » Статьи » Промышленная энергетика » Электроснабжение

Проблема очистки ЛЭП от падающих деревьев

В рамках действующего лесного законодательства обеспечение безопасности ЛЭП, проходящих через леса, почти невозможно.


 

Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что в период с 25 по 29 декабря 2010 года в ряде регионов Центрального и Приволжского федеральных округов произошла энергетическая катастрофа (массовое отключение населенных пунктов и хозяйственных объектов от электричества), отчасти связанная с лесами. Точные масштабы катастрофы пока неизвестны, по предварительным оценкам, от нее пострадали несколько тысяч населенных пунктов, в основном в Московской, Нижегородской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областях. Причиной катастрофы стал так называемый "ледяной дождь" (дождь при отрицательной температуре приземных слоев воздуха, приводящий к сильному обледенению крон деревьев, проводов и опор ЛЭП и т.д.). Намерзание толстого слоя льда в сочетании с последующим ветром привело к многочисленным обрывам проводов, падению опор ЛЭП, повреждению лесов. По предварительным оценкам, примерно в трети случаев повреждения линий электропередачи были связаны с падением на них обледеневших деревьев.

В наибольшей степени энергетическая катастрофа затронула Московскую область и сопредельные с ней районы соседних областей, и во многом благодаря этому катастрофа произвела серьезное впечатление на федеральное правительство. Посвященные ей правительственные совещания проводились даже в праздники и выходные - как накануне Нового года, так и сразу после него. Во время встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина с губернатором Московской области Б.В. Громовым, Министром энергетики РФ С.И. Шматко и с главой "Холдинга МРСК" Н.Н. Швецом, состоявшейся 1 января, последний предложил сделать так, чтобы за содержание охранных зон ЛЭП отвечали те, кто занимается лесным хозяйством. Он также сообщил, что в одной только Московской области для того, чтобы привести ширину просек ЛЭП "в соответствие с фактическими потребностями", надо вырубить восемь тысяч гектаров леса (для сравнения: площадь лесов бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы составляет около 63 тысяч гектаров).

Рослесхоз также изложил свою позицию по поводу происходящего, официально объявив, что "у арендаторов, в том числе и энергетических компаний, нет ограничений на проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных технологическими регламентами по эксплуатации линейных сооружений. Действующее лесное законодательство Российской Федерации позволяет проводить вырубку деревьев в лесу, если они представляют угрозу объектам экономики. Необходимо только направить соответствующее уведомление в органы управления лесами в конкретном районе - в лесничества".

В реальности ситуация совсем иная, и в рамках действующего лесного законодательства обеспечить безопасность наземных линий электропередачи, проходящих через лесные массивы, практически невозможно. В чистом виде "заявительный" подход к рубке опасных деревьев, находящихся в охранных зонах ЛЭП, в подавляющем большинстве случаев неприменим, и правовые основания для рубки этих деревьев вне периода действия чрезвычайной ситуации вообще не ясны. Отдельные положения Лесного кодекса РФ и отраслевых нормативно-правовых актов, касающиеся рубок в охранных зонах ЛЭП, противоречат друг другу. Ситуация стала еще менее ясной после вступления в силу федерального закона от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - фактически в данной области воцарился полный правовой хаос.

Согласно действующей редакции Лесного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных законом №442-ФЗ), рубка деревьев и кустарников в целях создания необходимых условий для эксплуатации ЛЭП и обеспечения безопасности граждан входит в понятие "использование лесов" (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса). Из этого, с учетом принципов лесного законодательства, изложенных в статье 1 Лесного кодекса, следуют два однозначных вывода.

1. Рубка опасных для ЛЭП деревьев должна осуществляться теми, кто осуществляет использование лесов, в границах тех полномочий, которые определяются правоустанавливающими документами на использование лесов. То есть рубка этих деревьев не может осуществляться лесничествами и другими органами управления лесами (в соответствии с принципом "недопустимости использования лесов органами государственной власти"), и не может осуществляться лесхозами и другими организациями, имеющими правоустанавливающие документы лишь на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

2. Рубка опасных для ЛЭП деревьев должна осуществляться на платной основе, в соответствии с принципом "платности использования лесов". То есть рубка должна осуществляться или на основании договоров аренды лесных участков, или на основании договоров купли-продажи лесных насаждений - других вариантов платного использования лесов Лесной кодекс не предусматривает (не считая заготовки древесины для собственных нужд граждан и заготовки древесины при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов - к данной ситуации эти варианты неприменимы). Поскольку действующая редакция Лесного кодекса допускает проведение таких рубок без предоставления лесных участков, логично предположить, что речь идет о возможности рубки на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 года № 28 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" предусматривает необходимость уведомления органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений о сроках, площади вырубки, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки. Однако, из этого приказа не следует, что такое "уведомление" становится правоустанавливающим документом на право рубки. Соответственно, в тех случаях, когда лесной участок не предоставлен электросетевой компании в пользование (например, в аренду), на основании "уведомления" все равно должен составляться какой-то документ, устанавливающий право рубки (например, заключаться договор купли-продажи), а неоформленная должным образом рубка деревьев в охранной зоне ЛЭП является незаконной рубкой.

В целом правовой хаос с использованием лесов при эксплуатации проходящих по землям лесного фонда ЛЭП возник исключительно благодаря жадности и недальновидности федеральных законодателей и разработчиков нормативно-правовых актов лесного хозяйства. Исходная версия нового Лесного кодекса, принятая в 2006 году, предусматривала использование лесов для ЛЭП на основании договоров аренды лесных участков. Идея в целом была совершенно логичной и правильной, но она так и не была реализована по двум причинам. Во-первых, законодатели нигде, ни в самом Лесном кодексе, ни в подзаконных актах, не определили, что именно должно передаваться в аренду энергетикам - вся охранная зона ЛЭП, только прорубленная просека, или только земля под проводами, или земля под столбами и опорами. Во-вторых, постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310 были установлены такие ставки за использование лесов под ЛЭП, которые оказались "неподъемными" для энергетиков при условии передачи в аренду всей охранной зоны. Например, в настоящее время годовой размер арендной платы за один километр ЛЭП с напряжением от 1 до 20 киловольт (а это типичная местная ЛЭП - как раз такие в наибольшей степени пострадали от недавнего "ледяного дождя"), проходящей через хвойные леса в пределах бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы, должен составлять, при передаче в аренду всей охранной зоны, около 270 тысяч рублей. В окраинных районах области эта плата должна быть не менее 110 тысяч рублей, что тоже немало. В итоге передать энергетикам в аренду охранные зоны ЛЭП целиком не получилось, что в конце концов привело к нынешней ситуации правового хаоса.

У этого хаоса есть еще несколько чисто организационных аспектов. Если рубка деревьев в охранных зонах ЛЭП будет осуществляться энергетиками на основании договоров аренды или купли-продажи, вырубленная древесина автоматически станет собственностью энергетиков. Соответственно, они должны будут ее использовать или продать с соблюдением действующего лесного законодательства, в том числе правил пожарной и санитарной безопасности (невывезенная в срок древесина, а также порубочные остатки, служат источником пожарной опасности и субстратом для размножения насекомых-вредителей), и не факт, что они с этой задачей справятся. В иных случаях вырубленная древесина останется собственностью государства, при том, что эффективного механизма ее реализации для подобных случаев до сих пор нет - соответственно, проблемы с пожарной и санитарной безопасностью возникнут неизбежно.

Кроме того, рубка деревьев в предлагаемых энергетиками масштабах (восемь тысяч гектаров в одной только Московской области) - это очень крупномасштабное мероприятие. Для Подмосковья это будет означать дополнительную заготовку примерно миллиона кубометров древесины - здесь уже давно столько не заготавливалось, и на такие объемы работ в области просто невозможно набрать квалифицированных исполнителей (которые смогли бы выполнить эти работы таким образом, чтобы не оборвать при этом провода ЛЭП). А если эти работы будут выполнять случайно набранные непонятно где исполнители, результатом может стать повторение энергетической катастрофы.

Следует также отметить, пишет Лесной форум Гринпис России, что ныне действующая редакция Лесного кодекса РФ (с изменениями, внесенными федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ), предусматривает необходимость утверждения Правительством РФ "Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" (ст. 21), и установления Рослесхозом "Порядка использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (ст. 45). До принятия этих нормативно-правовых актов любая новая деятельность, связанная с созданием и эксплуатацией ЛЭП, будет как минимум не вполне законной. Документы же эти, разумеется, пока не приняты и даже не подготовлены, и вряд ли они появятся раньше лета 2011 года.

И, наконец, вырубка восьми тысяч гектаров леса, пусть даже формально ради благих целей и в интересах энергетической безопасности - это очень ощутимая потеря для лесов Подмосковья, в особенности для бывшего лесопаркового защитного пояса, где плотность ЛЭП и других линейных объектов максимальна. Даже если такая рубка действительно необходима и обойтись без нее никак невозможно (что во многих случаях вызывает самые серьезные сомнения), проводить ее можно только при условии одновременного обеспечения компенсационных мероприятий - выделения дополнительных земель эквивалентной площади под лесоразведение, причем в тех же районах области и вокруг тех же населенных пунктов, где будут проводиться работы по расширению просек ЛЭП.

Разумеется, все вышеизложенное представляло бы серьезную проблему для правового государства с развитым лесным хозяйством. В наших реальных условиях органы государственной власти могут, как всегда, закрыть глаза на нестыковки в законодательстве в угоду кажущейся целесообразности, предложить собственное толкование Лесного кодекса, очень далекое от буквального, и начать расширение просек под ЛЭП. Аукнуться это может уже летом 2011 года - усыханием примыкающих к ЛЭП лесов, новыми пожарами, потерей ценных рекреационных объектов. А самое главное - это не предотвратит будущие энергетические аварии, поскольку основными причинами их возникновения является не падающие деревья, а чрезмерная изношенность оборудование и утрата профессиональных кадров, пишет Лесной форум Гринпис России.


Категория: Электроснабжение | Добавил: electrik1 (13.01.2011)
Просмотров: 9146 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Объявления
.
ОБЛАКО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Block title
QR код ссылка на сайт для смартфонов
.
Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz