Имя Яблочкова не умрет и будет всегда занимать почетное место в истории и науке.
Из некролога, 1894 г.
В наземном вестибюле станции «Электрозаводская» Московского метрополитена можно увидеть на стенах несколько барельефов выдающихся электротехников, и среди них - барельеф Павла Николаевича Яблочкова, создателя знаменитой электрической «свечи», первого в мире электротехника, предложившего производить электрическую энергию на «электрических заводах». Он разработал систему «дробления света» посредством индукционных катушек - первых однофазных трансформаторов. Эта система стала прообразом современных энергосистем: первичный двигатель - генератор - линия передачи - приемник.
НА ПУТИ К ПЕРВЫМ ИЗОБРЕТЕНИЯМ
Осенью 1874 г. по Московско-Курской железной дороге мчался на юг особый «литерный» поезд: император Александр II ехал на отдых в Крым. Время было неспокойное: по агентурным сведениям, на императора готовилось покушение.
Железнодорожное начальство принимало все меры для охраны поезда, но особенную тревогу вызывал ночной перегон. Очевидцы движения поезда были поражены невиданным зрелищем: темной ночью железнодорожный путь был освещен ярким электрическим светом. Мало кто знал, что на крошечной площадке, укрепленной на паровозе, на холодном пронизывающем ветру стоял человек, державший в руках электрическую дуговую лампу и, обжигая пальцы, передвигал электроды лампы, поддерживая горение дуги. Даже трудно представить, что могло произойти, если бы лампа внезапно погасла.
Этим человеком, впервые в мире осветившим железнодорожный путь электрическим светом, был помощник начальника телеграфной службы Московско-Курской железной дороги П.Н. Яблочков.
Это ответственное задание не случайно было поручено Яблочкову - молодому военному инженеру, создавшему черно-пишущий телеграф и проявлявшему заметный интерес к электрическому освещению.
Павел Николаевич родился 2(14) сентября 1847 г. в имении родителей в Саратовской губернии. До десяти лет воспитание его было домашним, в 1858 г. он поступает в Саратовскую гимназию. Склонность к технике и изобретательству проявилась рано, но с гимназическими учителями не повезло - прочных знаний получить не удалось. После четырех лет обучения родители решают направить сына в Николаевское военное инженерное училище в Петербурге. Это учебное заведение по праву считалось одним из лучших того времени. Среди его преподавателей были такие выдающиеся ученые, как математик М.О. Остроградский, профессор фортификации И. А. Вышнеградский и др.
Воспитанники училища изучали математику, физику, химию, черчение, русский и иностранный языки, фортификацию, минное дело, артиллерию, строительное дело, топографию и др. Именно в училище Яблочков получил начальные знания по электричеству и
магнетизму. В 1866 г. Яблочков был выпущен из Инженерного училища в чине инженера-поручика и был направлен в Управление Киевской крепости в 5-й саперный батальон инженерной команды, где делает первые шаги в военно-инженерной работе. Это время совпало с важнейшим событием в области электротехники - созданием (1867 г.) первого практически пригодного электрического генератора с самовозбуждением, открывшего широкую дорогу применениям электричества. Это событие не могло не отразиться на все более возрастающем интересе Яблочкова к электрическим и магнитным явлениям. В 1867 г. Яблочков, сославшись на слабое здоровье, подает в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на исследованиях электрических явлений.
Но сначала он поступает в Техническое гальваническое заведение - единственное в России специальное электротехническое учебное заведение. Теоретический курс электричества, магнетизма и гальванизма читал крупнейший физик, признанный авторитет среди отечественных электротехников Федор Фомич Петрушевский. После успешного окончания Гальванического заведения в 1869 г. П.Н. Яблочков снова оказался в Киевском саперном батальоне, но теперь уже в качестве начальника гальванической команды. Однако и на этот раз его служба была недолгой. Вскоре он окончательно уходит в отставку и переезжает в Москву.
В 1872 г. Яблочков-помощник начальника телеграфной службы Московско-Курской железной дороги. В его жизни начинается новый этап, полный творческих удач, выдающихся изобретений, принесших ему мировую славу. В Москве он познакомился со многими известными учеными и инженерами-электротехниками, позднее прославившимися своими исследованиями и изобретениями - А. Г. Столетовым,